Жизнь в средневековой Каффе В VII в. н. э. в степные и предгорные районы Крыма проникают протоболгарские племена - носители так называемой салтово-маяцкой культуры. Одним из основных районов расселения салтовцев стал Керченский полуостров и фактически пустовавшие в то время земли Юго-Восточной Таврики. Оставленные ими памятники показывают эти племена как отдельную тюркскую группу кочевников, лишившуюся возможностей для осуществления сезонных перекочевок на материк и вынужденную по данной причине перейти к оседлому образу жизни на территории полуострова. Разрыв традиционного кольца кочевий ранних крымских тюрок явился следствием войны между Великой Болгарией и Хазарским каганатом, ареной которой в середине VII в. стали степи Приазовья. (Великая Болгария и Хазарский каганат являлись объединениями племен, которые образовались в VII в. в результате распада Тюркского каганата в ареалах Приазовья и Прикаспия.) В результате поражения первой крымские племена оказались в подчинении хазар. Топография салтовских поселений в Таврике часто соответствовала местоположению канувших в Лету античных городов и деревень. По каким-то причинам Феодосия выпала из этого правила. Ближайшие к ее руинам селища создавались на новых местах, среди которых можно указать как объекты, известные лишь по визуальным разведкам, так и исследованные в итоге регулярных археологических раскопок. О характере экономики и укладе жизни крымских хазар можно судить по относительно хорошо изученным поселениям на холмах Кордон-Оба (пос. Курортное) и Тепсень (пос. Коктебель). Оба основаны в VIII в. Салтовцы строили небольшие дома, которые обычно состояли из одного-двух помещений с заглубленным в грунт глинобитным полом. Нижние - цокольные - части стен возводились из небольших плоских плит дикарного камня-известняка характерной кладкой "в елочку", верхние - из сырцового кирпича. Жилища перекрывались глиной или соломой. Их окружали небольшие дворы-усадьбы, в пределах которых размещались сараи и стойла для содержания скота, кузницы, гончарные печи, летние очаги-каменки. Обычный состав находок в этих комплексах - сосуды большой вместимости, предназначенные для хранения жидкостей или зерна, кухонная посуда, жернова, косы, ножи. Распространение хазар в Приазовье и в Крыму сопровождалось установлением тесных экономических связей между Каганатом и Византией. Контакты эти, впрочем, не всегда были мирными. Со второй половины VII в. кочевники господствовали в районе Боспорского пролива и в течение полутора последующих столетий фактически сохраняли контроль над ним. Нестабильная в военном отношении обстановка зримо выражалась в том, что даже небольшие поселения Таврики зачастую имели собственные оборонительные сооружения. В частности, вершина холма Кордон-Оба была охвачена мощной (до трех метров в толщине) кольцевой двухпанцирной оборонительной стеной, которая опоясывала территорию площадью около одного гектара. В "салтовские" времена свои оборонительные линии имел, вероятно, и Тепсень. При этом они были возведены, скорее всего, на остатках византийских построек. На рубеже VIII - IX вв. часть хазарской аристократии приняла иудейскую религию. Иногда полагают, что данное обстоятельство было обусловлено желанием правившего тогда кагана Обадии противопоставить свое государство христианской Византии и мусульманскому Арабскому халифату, который вытеснил в первой половине VIII в. хазар с берегов Волги в Подонье. Однако многие представители подвластных им племен уже приняли к тому времени христианство. Процесс христианизации крымских хазар особенно усилился в IX в. В то время были отстроены и салтовские христианские храмы на поселениях Кордон-Оба и Тепсень. Обращение салтовцев в христианскую веру облегчало вживание этих крымских тюрок в местную среду со свойственными ей чертами византийской культуры и быта. Очевидно, по данной причине ни крушение Хазарского каганата, ни вторжение на территорию Крыма печенегов, разгромивших к середине X в. большинство из находившихся здесь поселений, не привели к их полному исчезновению. Присутствие "салтовской" составляющей в этническом массиве населения полуострова начала нового тысячелетия ощущалось, может быть, яснее всего в его восточной и юго-восточной частях. Оставленный ими след был столь заметен, что в течение пяти столетий после ухода хазар со сцены истории Таврику все еще продолжали называть Хазарией. В середине XI в. в обезлюдевших степях Северного Причерноморья, а затем и Таврики появляются половцы. Они господствовали там по крайней мере до начала XIII в. К числу памятников этой эпохи в окрестностях Феодосии можно определенно отнести лишь несколько случайно найденных предметов, включая изваяние, характерное для распространенного у половцев языческого культа предков - каменную "бабу" (экспонируется в ФКМ). Кроме того, здесь обнаружено захоронение половецкого воина, погребенного с оружием и доспехами в полах древнего кургана близ с. Отважное (исследованного В. Колотухиным в 1980 г.). Кочевники испытывали необходимость в существовании каких-то центров, через которые они могли бы получать необходимые товары в обмен на продукты своего, преимущественно скотоводческого, хозяйства и военные трофеи, в качестве которых выступали, прежде всего, рабы. В Юго-Восточном Крыму такой торговой базой являлся Судак. Он особенно укрепился в этом качестве во времена половецкого владычества и сохранял за собой роль важного международного порта вплоть до времени возвышения генуэзской торговой фактории - Каффы.