nullnullСреда, 24.04.2024
nullОТДЫХ В ФЕОДОСИИ
Меню сайта
Категории раздела
Отдых [0]
Предложения
История [15]
Статьи по истории города
Искусство [0]
Люди искусства в Феодосии
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наша статистика
Каталог Climatecontrol Rambler's Top100 Республика Татарстан - Каталог сайтов Яндекс цитирования
Форма входа
Новостной блок
Главная » Статьи » История

Краса и гордость Боспора
Краса и гордость Боспора
Боспоро-феодосийская война. Обладание Феодосией и соседними с ней землями обещало принести Спартокидам огромные выгоды и открыть новые перспективы. Далеко на запад, к самой узкой части Керченского полуострова, отодвинулась бы граница их государства, это создало бы условия для овладения всем этим постепенно осваиваемым скифскими земледельцами краем. Сильно было также желание заполучить феодосийский порт. Не менее важными были земли феодосийской округи и соседние лесные массивы. Настораживали и успехи Феодосии, Боспор не желал иметь конкурентов ни в чем, особенно в экспорте хлеба. Трудно было примириться и с тем, что по соседству живет и процветает государство с республиканским правлением. Оно также было источником распространения греческих принципов частной торговли, в то время как боспорские правители стремились к монополизации внешнеторговых связей. Постепенно развившиеся между Боспором и Феодосийским полисом экономические и политические противоречия достигли к началу IV в. значительной силы и стали угрожать Феодосии потерей независимости.
Разрозненные и анекдотические по своему характеру сведения античных авторов позволяют нам фрагментарно проследить ход военных действий и выяснить некоторые детали боспоро-феодосийской войны.
В конце 90-х гг. IV в. боспорский правитель Сатир I начал военные действия. Феодосийцы достойно выдержали первый натиск, их поддержала Гераклея Понтийская, стремившаяся проникнуть в Западное и Северное Причерноморье, в первую очередь ради поставок оттуда хлеба. Греческий писатель Полиен рассказывает, как с помощью хитрости ее флотоводец Тинних сумел освободить Феодосию: ночью он подошел к городу на торговом корабле, взял с собой один корабль, три челнока, небольшое количество воинов и трех трубачей; последним приказал сесть в челноки, отъехать друг от друга и по данному с корабля сигналу трубить через небольшие промежутки времени; "...осаждавшие, предположив, что явился многочисленный флот, ушли в беспорядке, покинув караулы".
При осаде Феодосии погибает Сатир (в 393/2 г. или 390/389 г.), его дело продолжает сын Левкон I. На борьбу с феодосийцами и гераклейцами он бросает немалые силы, привлекает хорошо подготовленных в военном отношении скифов. Правда, поначалу ему не везло: морские офицеры решили перейти на вражескую сторону, солдаты не воспрепятствовали высадке гераклейцев с судов на берег. Царь был беспощаден с предателями и справился с сепаратизмом. Благодаря Полиену нам известен один эпизод, относящийся ко времени Левкона: родосский военачальник Мемнон отправил на Боспор посла Архибиада из г. Византия, а с ним Аристоника - прославленного музыканта-кифареда из г. Олинфа. Кифаред должен был показывать свое искусство, привлекая в театры жителей, а посол тем временем подсчитывать их численность, то есть шпионить, пользуясь любовью боспорян к театральным представлениям.
Сведения древних авторов подтверждаются археологическими материалами: в городских слоях начала IV в. прослеживают-1 ся следы значительных разрушений.
Победоносное для Боспора окончание войны относится к концу 80-х - 70-м гг. IV в.
Война за Феодосию стала важным этапом в жизни всея трех принимавших в ней участие государств. Она потребовала значительного напряжения сил и финансовых затрат; погибло много людей, уничтожено большое количество военной техники, в первую очередь кораблей; на Боспоре и в Гераклее в период военных действий происходили серьезные внутренние потрясения. Очевидно, что Феодосия была хорошо подготовлена к войне и смогла долго и поначалу успешно сопротивляться более могущественному в военном отношении противнику. Боспоряне были вынуждены прибегнуть к помощи союзников-скифов, и это позволило в конечном счете сломить сопротивление феодосийцев, да и то лишь тогда, когда те остались один на один с врагом (занятая внутренними перипетиями Гераклея вынуждена была покинуть своих союзников). Феодосия потеряла свободу, но, оказавшись в составе Боспорского царства, вела себя весьма независимо.
В составе Боспорского царства. Присоединение Феодосии развязало руки Спартокидам, при Левконе I и Перисаде I Боспорское царство значительно расширило свои границы, теперь оно включало земли Керченского и Таманского полуостровов, области Нижнего и Среднего Прикубанья, Восточного Приазовья. На его европейской части жили греки, скифы, какое-то число тавров. Само государство стало греко-варварским. Его правители, обращаясь к эллинам, называли себя архонтами, апеллируя же к варварам, величали себя царями.
Примечательный факт: в боспорских надписях цари именуются "архонтами Боспора и Феодосии" - явный намек на частичное сохранение городами (под "Боспором" обычно понимают именно города) независимости и полисной структуры. Не исчезло понятие гражданской общины - пантикапейской, феодосийской и других. Об этом свидетельствуют надписи, в которых имя гражданина соседствует с его демотиконом. На надгробной стеле первой половины IV в. до н. э. из Керчи читаем: "Филоксен, сын Стратонакта, феодосиец"; на донышке сосуда из Феодосии: "Агенор феодосиец". Города сохранили за собой права на окружавшие их земли и внутреннее самоуправление через представительные органы власти и магистратов, чеканили собственную монету.
Все это относится и к Феодосии, но ее боспорские правители выделяли, не исключено, что она периодически вообще управлялась одним из Спартокидов-соправителей. Намек на это содержится в пантикапейской надписи, называющей Перисада I "архонтом Феодосии и царем синдов, маитов и фатеев", при этом лишенной обычного "архонт Боспора и Феодосии". Есть мнение, что после смерти Левкона I в 354/533 г. (по иной версии - в 351/350 г.) его сыновья в течение пяти лет (до смерти одного из них) правили государством сообща, поделив сферы влияния: старший Спартак получил во владение Пантикапей с частью области (то есть собственно Боспор), младший Перисад I управлял Феодосией (на правах архонта) и племенами на восточной стороне Керченского пролива (на правах царя).
Когда Перисад I стал единоличным правителем, его титул приобрел обычную форму: "архонт Боспора и Феодосии".
Для Феодосии, как и всего Боспора, IV век был временем экономического и культурного процветания.
Хора Феодосии. Существенно выросло количество сельских поселений, входивших в хору Феодосии. Раскопками и разведками в округе города выявлено немало мест с античными памятниками этого времени. Ближайшие от города поселки находились в радиусе до 10, отдаленные - до 20 и немногим более километров. По мнению Е. Катюшина, прибрежная зона являлась районом сельских усадеб с преобладающей культурой винограда. Селились у подножий и на склонах гор, окаймлявших Феодосию с юга и юго-запада. Здесь удобно выращивать виноград, пасти овец и коз. В этом районе жили как греки, так и варвары.
Между побережьем Феодосийского залива и р. Чуруксу расположились поселки преимущественно аборигенов, разведки и раскопки которых принесли немало изделий греческих ремесленников и монет различных центров производства (в том числе феодосийских). Остатки таких селищ прослеживаются близ сел Виноградное, Отважное, Ближнее Боевое, Тамбовка, Журавки, Новопокровка, Партизаны, Владиславовка. В районе Акмонайского перешейка - у сел Фронтовое, Холмогорка, Ячменная, Семисотка, Батальное. Группа памятников выявлена.у Айвазовского, Абрикосовки, Романовки, Гоголевки, Донской; другие разбросаны в северном направлении от них, ближе к Присивашью.
Не исключено, что южные, западные и северо-западные границы большой феодосийской "хоры" совпадали с границами Боспорского государства на западе. Это была, по определению Е. Катюшина, четко территориально обозначенная область Феодосия, отделенная от основной части Керченского полуострова Акмонайским перешейком: ее южное пограничье проходило по склонам Крымских гор (хребтам Биюк-Янышар и Узун-Сырт), на севере она доходила до Сиваша, с востока протянулась от Акмонайского перешейка до р. Индол (варварские поселения западнее Индола также были в сфере влияния Боспора, в частности Феодосии).
В речи "Против Лакрита" (351/340 г.), приписанной в древности афинскому оратору Демосфену, говорится о судне некоего Лакрита, шедшем из Пантикапея в Феодосию и потерпевшем крушение. На нем находилось 80 сосудов прокисшего косского вина и 11 -12 сосудов с соленой рыбой. Этот груз предполагалось отвезти в Феодосию для "какого-то земледельца, на продовольствие полевым рабочим". Скорее всего, здесь речь идет не о рядовом земледельце, а о хозяине значительного участка на городской хоре. Такое хозяйство обслуживалось полевыми рабочими-эргатами, видимо, являвшимися наемными работниками. Это для них хозяин закупил прокисшее вино (оно названо винцом) и соленую рыбу. По очень неточным подсчетам В. Блаватского, хозяйство нашего землевладельца обслуживалось как минимум 18 работниками.
Итак, хора Феодосии состояла из мелких, средних и какого-то числа крупных хозяйств, а также включала селища варваров. При этом греки обитали на землях городской хоры на правах хозяев или наемных работников, аборигены в основном выступали в роли наемных или полузависимых земледельцев, а также рабов (впрочем, и в городе, и на хоре жили представители местной скифской знати).
В III - II вв., в период эллинизма, изменяются условия жизни на Боспоре, резко сокращается количество сельских поселений, уменьшается роль хлебопашества и приток зерна с варварской периферии в связи с начавшимися передвижениями в варварском мире - давлением сарматов и вынужденным переселением в Крым значительного числа скифов. К тому же с конца IV-начала III в. по вторую половину I в. до н. э. длился засушливый период, засуха сопровождалась сменой ландшафта и истощением почв. Исчезли неукрепленные сельские поселения и усадьбы; во второй половине III - начале II в. новые, теперь уже укрепленные, поселения и усадьбы появились вблизи побережья, но есть они и во внутренних районах Боспорского государства. Земельная собственность все больше концентрируется в руках знати, беднеют мелкие владельцы, свободные крестьяне. Разорившиеся сельчане, среди которых было много выходцев из местных племен, частично шли в город, но по большей части работали в крупных хозяйствах, пополняя контингент полусвободного и рабского населения.
К концу первой трети - середине III в. замирает жизнь в большинстве мест сельской округи Феодосии с преобладающим варварским составом населения; в ближайшей округе города, на его малой хоре, обжитой в основном греками, жизнь продолжалась. Активизация варваров (в первую очередь скифов) потребовала обратить особое внимание на защиту государственных границ. На юго-западных рубежах царства, в подгорьях во второй половине III в. возводится несколько укрепленных поселений (два из них - на холме Биюк-Янышар и на горе Сары-Кая - исследованы Е. Катюшиным). Обитавшие в таких поселках жители в мирное время обрабатывали землю, в случае опасности брали в руки оружие.
В конце II - I в. до н. э. жизнь на многих поселениях европейского Боспора включая те, что находились в сельской округе Феодосии, прекращается.
Феодосийские мастера. Феодосия стала значительным ремесленным и торговым центром Боспорского царства. Среди находок, в первую очередь на ее некрополе, немало предметов из металла (ножи, гвозди, скрепы, стригили, украшения из золота, серебра, меди, бронзы, бронзовые зеркала и урны); часть их изготовлена в городских мастерских-эргастериях. Интенсивно развивалось деревообрабатывающее и каменотесно-строительное дело. В Феодосии, обладавшей одним из лучших портов, наверняка имелись верфи дл постройки и ремонта судов. Дерево шло на сооружение молов и причалов. В районе Карантина, на месте древнего порта, А. Бертье-Делагард обнаружил около 4 тыс. сосновых свай, вбитых глубоко в морское дно. Дерево шло и на изготовление бытовых вещей - мебели, всевозможных ящичков. На феодосийском некрополе обнаружены остатки деревянных саркофагов, в одном из них оказались кипарисовый ларец, деревянное веретено и корзина из ивовых прутьев. Остатки древесины, древесные угли, сгоревшие деревянные сооружения, кострища неоднократно встречались на Тепе-Оба.
Высокий уровень обработки камня и строительства в целом засвидетельствован остатками построек IV-III вв. на Карантине. О двух из них (раскопанных И. Зеест и Б. Петерсом) уже говорилось. Собранные на Карантине архитектурные детали позволяют предположить, что в Феодосии эллинистического времени существовали ордерные постройки (ордер - порядок размещения элементов в архитектурной композиции, согласно которому сочетаются друг с другом три главные части постройки: основание, колонны, перекрытие. В Греции было три основных ордера - дорический, ионический, коринфский). Капитель и пара барабанов колонн ионического ордера - немногочисленные, но важные свидетельства того, что в храмах, общественных сооружениях, возможно, и в некоторых жилых домах Феодосии использовались ионический и дорический ордера.
В постройках Феодосии и ее округи встречаются кладки из сырцового кирпича, развалы сырца, многочисленные черепицы. Здесь и привозные экземпляры, и черепица местного, боспорского производства, в том числе феодосийская. Жилые и общественные постройки снабжали глиняными архитектурными деталями - водосливами, акротериями и антефиксами, служившими украшениями крыш. Все говорит о значительных объемах строительных работ и большой потребности в керамических строительных материалах. Иногда черепицей обкладывали земляные погребальные ямы. С эллинистического времени проявились водопроводы из гончарных труб. Из глины делали рыболовные и ткацкие грузила, пряслица, светильники, детские игрушки, украшения и, конечно, посуду. Найденные в Феодосии гончарные формы говорят о существовании местного производства терракотовых статуэток, светильников.
Из кости животных феодосийские мастера изготовляли орудия труда, музыкальные инструменты, шкатулки, гребни, бусы, украшения для деревянных изделий и одежды.
Коммерция и коммерсанты. Особую роль в жизни Феодосии по-прежнему играла торговля. Город был включен в сеть внутригосударственных торговых связей, отсюда и находки изделий производства мастерских Пантикапея, Фанагории. По свидетельству Демосфена, Левкон I устроил в Феодосии новый торговый порт, не уступавший пантикапейскому - главному, столичному порту государства. Упоминавшиеся нами сосновые сваи на морском дне могли быть остатками именно этого порта. Вероятно, тогда же была проложена сухопутная дорога из Феодосии в Пантикапей, следы которой прослеживаются на аэрофотосъемках. Это была политика, направленная на обеспечение торгово-экономических выгод правителя, а заодно и на более прочное прикрепление к Боспору недавно завоеванного города и соседних с ним земель. Не исключено, что Левкон стремился переориентировать экономику Феодосии: сделав городскую хору важнейшим поставщиком хлеба и значительно расширив торговые возможности порта, существенно сократить объем иных производств и таким образом поставить весь этот обширный район в зависимость от ввоза из Пантикапея и других городов царства.
Роль Афин в феодосийской торговле оставалась первостепенной. По уверению Демосфена, Левкон даровал беспошлинность купцам, везшим хлеб из Пантикапея и Феодосии в Аттику, а также право первоочередной погрузки судов, туда отплывавших. "Посмотрите теперь, как велика эта милость!" - восклицает оратор и поясняет: со всех купцов, везущих с Боспора хлеб, Левкон взимает пошлину в размере 1/30 стоимости товаров, афинянам же, которые имеют ежегодно 400 тыс. медимнов (16 - 17 тыс. т) боспорской пшиницы, за счет отмены пошлины царь фактически дарит 13 тыс. медимнов в год. В речи "Против Лакрита" упоминается торговое судно, направлявшееся из Пантикапея в Аттику через феодосийский порт. Такой путь, видимо, был обычным. Точно так же грузы шли из порта Феодосии в Аттику и наоборот. Страбон сообщает о вывозе Левконом 2 млн. 100 тыс. медимнов (85 - 86 тыс. т) пшеницы из феодосийского порта в Афины. В этом грузе можно видеть всю экспортную пшеницу, поступившую от Левкона из Феодосии к афинянам. Столько хлеба правитель мог переправить, скажем, за десяток лет. Предметы афинского производства, особенно посуда, терракоты, ювелирные изделия, часто встречаются при раскопках в Феодосии. С III в. до н. э. роль Афин во внешнеторговом обороте Боспора, включая Феодосию, неуклонно снижается, а первенство переходит к южнопричерноморским центрам.
Гераклея, Синопа поставляли вино, масло, кровельную черепицу, архитектурную терракоту. Уже с начала IV в. гераклейские амфоры значительно преобладают над иной импортной тарой в Феодосии. Пик интенсивности связей Феодосии с Синопой приходится на последнюю треть IV - первую четверть III в. Вино везли также из Хиоса, Фасоса, Родоса, Коса, Книда. Среди названных центров особенно выделяются Фасос для IV в. и Родос для периода эллинизма. Феодосийцы пользовались товарами и из многих других центров - балканских, малоазийских, островных, понтийских.
Феодосийские монеты встречаются в Херсонесе, Ольвии, на о. Левке (Змеиный), в боспорских городах - Китее, Тиритаке. А на феодосийском Карантине А. Бертье-Делагард обнаружил несколько сот монет разных городов - пантикапейские, фанагорийские, ольвийские, гераклеиские, синопские, амисский и пр. Некоторое число монет (в основном пантикапейских; феодосийских - лишь считанные единицы) обнаружено и на сельских поселениях феодосийской округи.
В конце 80-х или в начале 70-х гг. IV в., после присоединения к Боспору, феодосийцы начали чеканить монеты с новым наименованием города и изображением, возможно, головы Аполлона. Последующие их выпуски несли облики Геракла, Афины, Деметры. На рубеже первой и второй четвертей III в. на Боспоре начался денежный кризис. Медные монеты с головой Афины, относящиеся, видимо, к третьей четверти III в., были последним и недолговременным самостоятельным чеканом Феодосии.
Интересны надписи торговцев на глиняных изделиях, чаще всего - амфорах. Основная их масса в Феодосии датируется IV - III вв. Здесь цифровые обозначения с указанием объема сосуда, его цены или содержимого, названия товара. Так, на амфоре второй четверти IV - первой четверти III в. значатся объем сосуда (2 хуста и 4,5 котилы, или ок. 7,8 л) и, возможно, цена.
Поступавшие из многих эллинских центров в Феодосию товары распределялись по всей территории Боспора, но значительная часть их должна была идти на удовлетворение потребностей самих феодосийцев и жителей сельской округи. К концу II в. до н. э. изменились условия коммерции, резко сократились поставки извне.
Жители города и округи. Население Боспорского государства было этнически пестрым, и все-таки основной контингент горожан составляли греки. К Феодосии это относится, быть может, больше, чем к другим городам царства. Для ее курганного некрополя характерен эллинский обряд кремации, инвентарь погребений носит чисто эллинский облик. Эти наблюдения М. Ростовцева, сделанные на основании не очень качественных раскопок феодосийских курганов в середине XIX в., подтвердили материалы исследований 70 - 90-х гг. XX в. Если в погребениях сельской округи господствовало трупоположение, то в могилах городского курганного некрополя наблюдается, главным образом, трупосожжение (ок. 90% для погребений IV - II вв. до н. э.)
Для примера возьмем два погребения. Одно из них датируется концом IV - первой половиной III в. В центре кургана, в яме, вырытой в предматериковом слое и частично выдолбленной в скале, находится каменный ящик, сложенный из шести прямоугольных массивных отесанных плит известняка и накрытый сверху двумя плитами. Внутри - урна с прахом, ею служила уже известная нам расписная амфора с метками, указывающими объем сосуда и цену.
Другое погребение относится к началу второй четверти IV в. Это жженая гробница, представляющая собой настил из сосновых жердей. До кремации умершему положили обол Харона (в греческой мифологии Харон - старец, перевозивший умерших в царство мертвых через подземные реки и получавший за свой труд плату с один обол). От поминального пиршества - тризны - сохранились разбитые глиняные сосуды. В погребальный костер бросили и несколько целых гончарных изделий. Над сожжением насыпали невысокий курган. Здесь похоронен грек, феодосийский гражданин, судя по всему, человек небогатый, но и не бедняк: в его семье бытовала хорошая посуда включая привозную.
Раскопки середины XIX в. на Тепе-Оба свидетельствуют о том, что феодосийцев хоронили в простых земляных ямах, каменных ящиках, в могилах, стенки которых обкладывались бутовым или тесаным камнем; в одном случае такой каменный склеп перекрывался крышей в два ската - он походил на, саркофаг. Были гробницы, выложенные черепицей и тоже имевшие двускатные крыши. Сохранились остатки деревянных саркофагов и глиняных урн (в одном случае урна была бронзовая). В урнах - жженые кости впермешку с углем, золой, глиняными черепками, иногда - с украшениями. В погребениях глиняные сосуды, ювелирные изделия из золота, серебра, железа, гвозди, терракотовые статуэтки, в одном сакофаге - изделия из дерева. Даже при том, что до раскопок многие погребения были разграблены, а материалы самих раскопок опубликаваны весьма скудно, ясно, что перед нами кладбище, предназначавшееся для захоронения феодосийских граждан - греков по происхождению.
Эллинские традиции прослеживаются и по материалам городских слоев.
Среди горожан было много мореплавателей, судостроителей, купцов - людей, связавших свою жизнь с морем и торговлей. Кое-кто наживал большие прибыли и числился среди богачей. Вообще в городе проживало немало людей зажиточных, именно так являются часть тех, кто похоронен на городском некрополе. Их в загробный мир сопровождали красивые вещи, некоторые можно назвать первоклассными изделиями. Все это контрастирует с довольно бедным инвентарем погребений и скромными жилищами обитателей деревень Восточного Крыма, в том числе тех, что располагались по соседству с Феодосией и были заселены в основном представителями местных племен.
Наибольшие прибыли шли в руки купцов и ростовщиков. Значительными были доходы крупных землевладельцев, чьи участки обрабатывались рабами и наемными работниками. Богачи поддерживали политику Спартокидов, их устраивало покровительство Левкона городу, расширение порта, увеличение торгового оборота. Теперь они могли не беспокоиться и об обороне государственных границ. Мелкие и средние землевладельцы трудились на своих землях с семьями, кое-кому удавалось приобрести одного-двух (редко больше) рабов. Граждане стремились жить в городе, в своих городских домах, выезжая в сельскую местность для обработки земельных участков. Значительную часть горожан составляли ремесленники, особенно строители, кораблестроители, гончары, металлурги. В их среде были люди и состоятельные, и бедные. Постоянно или временно в городе проживало какое-то число свободных людей, не пользовавшихся гражданскими правами,- это чужеземцы.
Феодосия была богатым и процветающим городом, вторым по величине и значимости после Пантикапея на европейской части государства. Слабая археологическая изученность не позволяет более или менее точно определить ее размеры и численность населения. Но, прибегнув к аналогиям, можно предположить, что ее территория составляла примерно 15-20 га, население - тысяч 6-8. Город на холме, под которым раскинулся громадный по тем времена порт, выглядел со стороны моря живописно и привлекательно
 
Категория: История | Добавил: grin (11.11.2009)
Просмотров: 1471 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
IpZona - раскрутка сайтов. Обмен ссылками EMOLite - эмо каталог, все об emo, а также рок музыка DirMed - медицинский каталог. Рекомендую. Наши игры и прохождения, секреты и моды. RuDir - каталог рунета / магазин: моторола, нокиа www.DirLite.cn; - портал про софт и игры; - магазин диски почтой;
РЕКЛАМА
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz