nullnullВторник, 24.10.2017
nullОТДЫХ В ФЕОДОСИИ
Меню сайта
Категории раздела
Отдых [0]
Предложения
История [15]
Статьи по истории города
Искусство [0]
Люди искусства в Феодосии
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наша статистика
Каталог Climatecontrol Rambler's Top100 Республика Татарстан - Каталог сайтов Яндекс цитирования
Форма входа
Новостной блок
Главная » Статьи » История

Античная эпоха. Эллинское государство на берегу Феодосийского залива
Античная эпоха. Эллинское государство на берегу Феодосийского залива
Первые поселенцы.
О раннем периоде жизни греческого поселения на берегу Феодосийского залива мы знаем совсем немного. Первопоселенцы жили в землянках и полуземлянках. Рано начали осваивать плодородные земли богатого края; сельское хозяйство доставляло необходимые продукты питания, избытки их вывозились. Земледельцы получали участки за пределами колонии, на ее сельской территории, которую греки называли хорой. Это были ближайшие окрестности Феодосии: примыкавшая к заливу равнина, морское побережье, горные склоны. Разводили домашних животных, ловили рыбу, охотились. Зарождалось и развивалось ремесленное дело: строительное, плотницкое, столярное, металлообрабатывающее, керамическое, ткацкое, ювелирное. Основными производителями в сельском хозяйстве и ремесле были сами поселенцы, собственники небольших хозяйств.
Наладили торговлю. Вино, оливковое масло, посуду высокого качества, изделия из металла получали из Греции, в первую очередь с западного побережья Малой Азии и соседних с ним островов (Хиоса, Самоса, Родоса), с конца VI в. активизировалась торговля с Афинами. Раскопки на феодосийском Карантине принесли фрагменты керамики второй половины VI - начала V в. до н. э. разных центров производства, но афинские заметно преобладали.
Феодосийский полис.
Вскоре Феодосия (подобно Пантикапею и Нимфею - в Восточном Крыму; Фанагории, Гермонассе и Кепам - на Таманском полуострове) вырастает в самостоятельное государство-полис.
Полисная организация в основном сложилась повсеместно в Элладе к концу VI в. Полис стал важнейшей формой общежития античных народов, их социально-экономической, политической и духовной организации. Вырос он из сельской общины и представлял собой государство-общину, но общину особую - гражданскую. Она состояла из коллектива граждан, которые были собственниками земельных наделов и воинами, людьми, заинтересованными в том, чтобы участвовать в политической и культурной жизни своего родного города. Экономическую основу полиса составляла такая форма собственности на землю, которую можно назвать и коллективной (государственной, общинной), и индивидуальной (частной). Государство следило за тем, как отдельные граждане пользовались своими земельными наделами, и заботилось о сплоченности гражданского коллектива. Имущественного равенства в нем, конечно, не было: он состоял из слоя сравнительно крупных землевладельцев и основной массы мелких и средних хозяев - крестьян, ремесленников. В полисе жили также свободные неграждане и рабы. Одной из особенностей полисной организации было наличие народного собрания граждан. Имелись и другие органы управления: совет (буле), выборные должностные лица (магистраты), суд. Полис - это республика (хотя известна и тираническая форма правления). Республики, однако, были разными: демократическими, аристократическими, олигархическими.
Колонии греков с самого начала своего существования политически не зависели от метрополий, хотя обычно поддерживали с ними дружественные отношения и разнообразные связи. Поначалу апойкии представляли собой небольшие поселения. Постепенно увеличивались их территория, число жителей, изменялся внешний облик. Пришельцы активно осваивали соседние земли. Иными словами, поселение перерастало в город, одновременно шел процесс формирования небольшого государства-полиса. Центром его, как правило, был город. Он состоял из акрополя - верхнего города, обычно располагавшегося на возвышенности и первоначально являвшегося укрепленным убежищем, а впоследствии политическим и религиозным центром, и раскинувшегося у подножия холма нижнего города с рынком-агорой, ремесленными кварталами, жилыми и общественными постройками.
Акрополь Феодосии находился на Карантинной горке, сохранившей следы жизни архаического времени.
Нужно, однако, иметь в виду, что поначалу апойкии представляли собой поселения, состоявшие из примитивных построек, должно было пройти немало времени (лет 70 - 80), прежде чем численность поселенцев значительно увеличилась и поселки превратились в города. Переход от землянок и полуземлянок к наземному домостроительству (сырцово-каменным жилым домам), прокладывание улиц, возведение зданий общественного назначения и формирование прочих городских атрибутов происходят в конце VI - начале V в.
В это раннее время города были небольшими, так, площадь Пантикапея (заведомо большего по размеру, чем Феодосия) приближалась к 9 га, число жителей в нем вряд ли превышало две-три тысячи человек.
Полагаем, что политическое устройство Феодосии отличалось от того, которое установилось, например, в Пантикапее. Феодосийцы явно проявляли враждебность к пантикапейцам и выступали противниками сильной власти, возможно, отдавая предпочтение демократическим формам правления. Не преобладали ли среди первых жителей милетского Пантикапея, возникшего раньше Феодосии, представители тех социальных групп, которые враждовали на родине со сторонниками феодосийских колонистов?
Города Восточного Крыма и Таманского полуострова были тесно связаны между собой, близки по социально-экономическому укладу и культуре. Интересы экономики, сложная международная обстановка (потеря независимости Милетом и другими городами западного побережья Малой Азии, начавшиеся Греко-персидские войны) и, быть может, возникшая угроза нападения со стороны соседних варваров привели к необходимости их политической консолидации. Пантикапей стал тем центром, вокруг которого города обоих берегов Керченского пролива объединились в единое государство (вне его пределов на побережье Керченского пролива остался Нимфей). На основании указания греческого историка Диодора Сицилийского принято считать, что это произошло около 480 г. до н. э. Объединение возглавил представитель аристократического, скорее всего милетского, рода Археанактидов. В годы правления первой династии была подготовлена почва для дальнейшего его расширения уже при Спартокидах - династии, пришедшей к власти около 438 г. Возникшее государство было по характеру монархическим объединением, в современной науке его принято считать своеобразной формой наследственной тирании (тиран - единоличный правитель, пришедший к власти незаконным путем на волне социальных смут), хотя правители первоначально и именовали себя по традиции архонтами (от глагола "править", "властвовать"; архонт - верховный магистрат в греческих полисах) Боспора, а вошедшие в его состав полисы сохраняли автономию.
Расположенная в стороне от Керченского пролива Феодосия не вошла в состав Боспорского союза и сохраняла независимость еще около столетия. По сообщению эллинских авторов (Исократа, Анонима), в ней жили какие-то изгнанники из Боспора. Возможно, ими были сторонники Археанактидов, вынужденные покинуть родину и скрыться в независимом полисе от новых правителей из рода Спартокидов.
Сельская округа Феодосии.
Итак, в V - начале IV в. Феодосия оставалась самостоятельным государством. Город и его сельскохозяйственные владения крепли и расширялись. Экспортное зерно и другие продукты свободные земледельцы выращивали на своих участках. Вывоз пшеницы значительно увеличился благодаря тому, что феодосийцы стали получать ее от соседних скифов в обмен на свои и привезенные из Греции товары. Варварская сельская округа простиралась к западу и северо-западу, северу и северо-востоку от Феодосии. Судя по отдельным керамическим находкам, наиболее ранние поселения появились уже в конце VI - начале V в., и число их на протяжении V в. увеличивалось. По наблюдениям А. Гаврилова, все ранние поселки (их известно около полутора десятков) располагались более или менее компактными группами, "пятнами", оставшимися от приусадебных пепелищ.
Одно из поселений располагалось поблизости от античной Феодосии, на северном склоне горы Тепе-Оба. По наблюдениям раскапывавшего его Е. Катюшина, оно возникло в последней четверти V в. и существовало вплоть до рубежа первой-второй четвертей III в. до н. э. Другое селище открыто у с. Айвазовское, севернее г. Старый Крым; И. Крутикова датировала его концом V - III в. Близкие результаты принесли раскопки Е. Катюшина у с. Журавки и А. Гаврилова у с. Новопокровка. Упомянем и исследованный О. Цвек и В. Корпусовой могильник конца VI/начала V - начала IV в. у с. Фронтовое (на Акмонайском перешейке), относившийся к поселению, располагавшемуся в 400 м к востоку от него.
Для тавров и скифов, оставивших эти селения и могильник, Феодосия была ближе других греческих городов. Селища местных племен, связанных экономически с греками, соседствовали с городской хорой и могли входить в территорию, зависимую от полиса. Иными словами, Феодосия обладала малой, или городской, хорой, разделенной на участки граждан и находившейся в непосредственной близости от города, и хорой (назовем ее так условно) большой, включавшей селища варваров.
Феодосия - город.
Из небольшого поселка на берегу залива Феодосия превращается в город со всеми присущими ему атрибутами. Жилые дома, хозяйственные и общественные постройки, оборонительные стены, колодцы, иные гидротехнические сооружения возводятся руками местных мастеров. Раскопки И. Зеест на Карантине выявили остатки здания V в. Высота сохранившейся части стены доходит до 2 м, она сложена из хорошо отесанных, уложенных насухо, без связующего раствора, больших блоков местного песчаника. Ее поверхность была расписана, о чем свидетельствуют обломки штукатурки красного и желтого цвета. Не исключено, что это здание входило в архитектурный комплекс акрополя: о том говорят его монументальность и отсутствие мусорных остатков. Просуществовало оно недолго и было разрушено уже в первой половине IV в.
К V - IV вв. относится еще одно, вскрытое на Карантине раскопками Б. Петерса, сооружение. Его размеры - 11 x 5 м. Двухпанцирные стены с каменно-глиняной забутовкой сложены из известняковых камней в технике, близкой к полигональной. В одном месте сохранились остатки кладок из сырцового кирпича поверх каменного цоколя стен. С наружной стороны сырцовые стены белились, с внутренней штукатурились. В северо-восточном углу - очаг с золой. Здание было жилым.
Судя по описанным постройкам, уровень городского благоустройства был довольно высоким. Акрополь окружала оборонительная стена (археологически пока не прослежена). На акрополях эллины возводили храмы, алтари, жертвенники. Обнаруженные на Карантине терракотовые статуэтки и фрагменты сосудов с процарапанными на них именами божеств могли быть приношениями в храм жителей города и его округи. Раз найдены приношения богам, значит, где-то поблизости находились и жилища богов - храмы.
За пределами города располагался некрополь - курганный могильник на северном склоне и вершине Тепе-Оба с захоронениями V-III вв. до н. э.
Ремесла. В строительстве использовалась местная глина. Из нее делали кирпичи, черепицу, архитектурные украшения. Особенно много глины шло на изготовление посуды, тары для хранения и транспортировки жидких и сыпучих продуктов. Выделить из всей массы керамики, найденной в Феодосии и сельских поселениях, изделия местного производства нелегко. В основном это была, по всей видимости, простая кухонная и столовая посуда. В то же время определяются центры производства значительной части привозной керамики - расписных сосудов и тары. Из глины делали также рыболовные и ткацкие грузила, пряслица, светильники, статуэтки.
Известны и другие производства: прядильно-ткацкое, кожевенное, косторезное. Мастерские ремесленников представляли собой частные предприятия, в которых использовался труд свободных и рабов.
Торговая деятельность. Внешнеторговые связи, преимущественно морские, играли важную роль в экономике Феодосийского государства. Торговыми контрагентами выступали города Балканской Греции, Ионии, Эгейских островов, Причерноморья. К V в. греческое мореплавание достигло больших успехов, греки плавали в открытом море на трассах большой протяженности.
Роль Афин в коммерческих предприятиях была исключительной. Порт Феодосии - ближний на пути афинских и других греческих кораблей к Керченскому проливу. Со второй половины V в., после окончания Греко-персидских войн, торговые отношения Аттики (область в Средней Греции, на территории которой находилось Афинское государство) с Феодосией стали более оживленными, а к концу столетия особенно интенсивными. Это подтверждается самым большим числом аттических ваз и терракотовых статуэток среди находок конца V - начала IV в. на Карантине.
Греческий писатель Плутарх сообщает, что глава Афинского государства Перикл "с большой эскадрой, блестяще снаряженной", прибыл в Понт и "сделал для эллинских городов все, что им было нужно, и отнесся к ним дружелюбно; а окрестным варварским народам, их царям и князьям он показал великую мощь, неустрашимость, смелость афинян, которые плывут куда хотят, и все море держат в своей власти". Он посетил Синопу и, видимо, некоторые другие южнопонтийские города. Исследователи склонны считать, что афиняне, будучи весьма заинтересованными в поставках хлеба из Северного Понта и вербовке новых союзников, побывали и здесь. Вполне вероятно, что эскадра зашла в Нимфей, Ольвию, не исключено, что также и в Феодосию, богатую хлебом и сохранившую независимость от Боспорского государства, внушавшего афинянам некоторые опасения. Понтийская экспедиция Перикла датируется в пределах 438-436 гг. Можно предположить, что тогда же Феодосия стала членом Афинского морского союза, созданного еще в 478 г. для борьбы с персами и не имевшего срока действия. Если это так, то Феодосия не избежала участи других союзников и платила налог в союзную казну.
В V в. в Феодосию (а через нее в соседние сельские поселения) вино и оливковое масло поступали в амфорах из Хиоса, Милета, Самоса, Лесбоса, Фасоса, Менды; с начала IV в. появляются товары из Родоса, Пепарета, Самофракии, центров Южного Причерноморья - Гераклеи, Синопы; особенно крепнут торговые и политические узы с Гераклеей - два десятка ее амфорных клейм первой четверти IV в. выявлены на месте античной Феодосии (в дальнейшем их число возрастало), а феодосийская монетная чеканка близка некоторым типам гераклейских и херсонесских монет; думается, можно даже говорить о заимствовании монетных типов Феодосии гераклейской колонией Херсонесом Таврическим; примечательно и то, что в Херсонесе обнаружено некоторое количество феодосийских монет разных выпусков. Феодосийцы поддерживали торговые связи с государствами Восточного и Северного Причерноморья, в том числе с боспорскими городами.
В греческие порты из Северного Понта везли пшеницу, рыбу, шерсть, кожу, лес, рабов. Анализ этникона невольников, труд которых использовался в Аттике во второй половине V в., дал основание Т. Блаватской предположить, что рабов-скифов афиняне получали из Ольвии или Феодосии. Этот промысел должен был составлять значительную статью доходов местных торговцев. Взамен феодосийцы традиционно получали оливковое масло, вино, посуду, предметы художественного ремесла.
Рост производства и торговых операций в городах Восточного Крыма и Таманского полуострова вызвал к жизни потребность в деньгах, реализованную в выпуске монет Пантикапеем уже с середины VI в., другими полисами, в том числе Феодосией, - в последней четверти - конце V в. (О. Мельников не исключает, что первые монеты Феодосии появились еще в конце VI - начале V в.).
С соседними племенами обменивались товарами, не прибегая к помощи денег.
Население полиса.
Представители племенного мира активно селились на территории Феодосийского государства. Опираясь на материалы раскопок XIX в., известный русский исследователь М. Ростовцев охарактеризовал курганный некрополь Феодосии как греческий, не имеющий погребений, в которых присутствовали бы элементы варварских обычаев, как, например, в некрополях городов Боспора. Вскрытые в Феодосии погребения действительно демонстрировали эллинский погребальный обряд с кремацией как важнейшим его атрибутом. И все-таки резонно предположить, что расположенная на значительном по тем временам расстоянии от других греческих центров, окруженная племенами и тесно связанная с ними экономически Феодосия не могла полностью отгородиться от соседей и не принять какую-то часть их в число своих жителей. Примеры такой изоляции крайне редки в истории греческих колоний. Кроме того, нужно учесть, что раскопанные в окрестностях города погребения принадлежали зажиточным гражданам в том числе аристократии; могилы рядового населения, в состав которого в основном должны были входить представители местных племен, пока остаются неизвестными.
Численность городского и сельского населения увеличивалась не только за счет соседних варваров и естественного прироста, но и благодаря притоку беженцев из Ионии.
Феодосийское гражданство не было однородным в имущественном и социальном отношении. Вывоз пшеницы, продуктов скотоводства и рабов в Средиземноморье и Южный Понт приносил большие доходы местным купцам и части землевладельцев. Те, естественно, претендовали и на увеличение своей роли в управлении государством. О вкусах и потребностях зажиточных слоев свидетельствуют погребения курганного могильника с богатым инвентарем, включавшим изящные и высокохудожественные вещи, а также происходящие из раскопок на городище фрагменты дорогой посуды и великолепные терракоты.
 
Категория: История | Добавил: grin (11.11.2009)
Просмотров: 791 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
IpZona - раскрутка сайтов. Обмен ссылками EMOLite - эмо каталог, все об emo, а также рок музыка DirMed - медицинский каталог. Рекомендую. Наши игры и прохождения, секреты и моды. RuDir - каталог рунета / магазин: моторола, нокиа www.DirLite.cn; - портал про софт и игры; - магазин диски почтой;
РЕКЛАМА
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz